Как оформить ИП в качестве работодателя в ПФР и ФСС

Когда индивидуальный предприниматель нанимает первых сотрудников, правила игры меняются. Появляется больше ответственности. Приходится заключать трудовые договора, вести кадровый учет, платить зарплату и страховые взносы. К счастью, в 2017 году процедура регистрации ИП-работодателей была немного упрощена. Теперь не требуется самостоятельно оформляться в пенсионном фонде.

Мы расскажем, как получить статус работодателя и избежать взысканий за нарушения трудового законодательства.

Как предприниматель становится работодателем

Многие индивидуальные предприниматели полагаются исключительно на себя и рассчитывают вести дела без привлечения дополнительной рабочей силы. Однако время проходит и бизнес расширяется, а своих сил становится мало. Прибегая к помощи наёмных работников, важно сразу же оформиться официально в качестве работодателя, чтобы избежать проблем с государством.

При появлении штата придется выплачивать налог на доходы физических лиц, взносы в соцстрах и пенсионный фонды. Как только ИП подписывает договор с первым сотрудником, он обязан пройти регистрацию в фонде социального страхования. Это можно сделать самостоятельно или прибегнуть к помощи консалтинговой компании. На сбор и подачу документов дается 10 дней.

Обратите внимание, что будущему работодателю понадобится обзавестись бланками для трудовых книжек и собственной печатью, которую можно заказать в специализированной фирме. Оттиск печати должен проставляться в трудовой книжке каждого работника.

Каковы последствия при уклонении от официального оформления сотрудников

Официальный характер трудовых отношений между нанимателем и сотрудником выгоден всем сторонам.

  • Государство получает средства в бюджет в виде выплат в социальные фонды и сборов в НДФЛ.
  • Работник, в свою очередь, получает всевозможные гарантии, ведь после официального оформления он оказывается под защитой трудового законодательства. Он может уйти в полагающийся ему отпуск или же на больничный. А наниматель обязан платить за своего работника страховые взносы.
  • Предприниматель исключают проблемы, которые могут возникнуть при использовании неофициального труда. Государство применяет санкции к работодателям, которые, не пройдя обязательную регистрацию, начинают брать в штат сотрудников.

Индивидуальный предприниматель должен помнить, что неоформленный работник может трактоваться как нарушение трудового, налогового, административного и уголовного кодексов. Кроме того, сам работник может подвергнуться наказанию за получение «черной» заработной платы и скрытие доходов.

Как встать на учет в ФСС

Прежде всего, осуществляется регистрация ИП как страхователя, чтобы получать пособия из ФСС. Для этого предприниматель подает заявление и копию паспорта и на протяжении 3 дней получает извещение о регистрации.

После появления на службе первых наемных сотрудников приходит время получения статуса работодателя. Законодательство обязывает встать на учет в течение 10 дней после заключения первого соглашения.

Список документов для регистрации работодателя в ФСС

Чтобы пройти регистрацию, в отделение фонда по местожительству предоставляются следующие документы:

  • заявление;
  • свидетельство о пройденной регистрации в качестве ИП;
  • копия паспорта или другого удостоверяющего личность документа;
  • копии трудовых книжек сотрудников;
  • копии договоров принятых на работу сотрудников, если в них указаны условия о выплатах взносов на обязательное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

Документы подаются при личном посещении учреждения, пересылаются по почте или отправляются в электронном виде через портал госуслуг. В период не позднее 3 рабочих дней ФСС примет заявителя на учет, даст ему персональный регистрационный номер и код подчиненности. Кроме того, фонд должен выдать в электронном виде или отправить по почте уведомление о регистрации, а также послать соответствующие сведения в налоговую.

После прохождения регистрации ИП будет уплачивать взносы в установленных фондом размерах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний сотрудников.

Какие штрафы применяются за нарушение сроков регистрации

Когда предприниматель берет на себя функции работодателя, лучше не затягивать с регистрацией. После заключения соглашения со своим первым сотрудником на постановку на учет в ФСС дается не больше 10 дней. За нарушения данного требования к ИП применяется административная ответственность. При уклонении от регистрации применяются штрафы, которые зависят от времени, на протяжении которого игнорируется закон. Минимальный штраф: 5000 рублей.

Размер штрафов возрастет, если работодатель продолжит брать в штат сотрудников без регистрации. Если не вставать на учет в орган страхования более трех месяцев, штраф вырастет до 10 тысяч рублей. Если предприниматель совсем откажется от регистрации, то придется заплатить по 10% от каждого пропущенного взноса, при этом минимальный порог штрафа в таком случае составит 20 000 рублей.

Надо ли регистрироваться предпринимателю в качестве работодателя в пенсионном фонде

Стоит признать, что регистрация ИП в качестве работодателя в 2018 году принесет меньше бумажной волокиты, чем, например, двумя годами ранее. Так, больше не потребуется писать заявление и самостоятельно обращаться в отделения ПФР по месту жительства.

С января 2017 года пенсионный фонд сам узнает, когда ИП станет работодателем, и зарегистрирует на основании информации, полученной из налоговой службы. Поэтому дополнительные документы готовить не надо, как и получать специальный регистрационный номер страхователя.

Ссылка на основную публикацию